Запахи, осязание, вкусы и интерпретация результатов воспринимаемых стимулов.

Сергей Борисов  поделился  в фейсбуке ссылкой на любопытное исследование кросс-модальных взаимодействий запахов и кинестетических стимулов. Статья вот: Cross-Modal Interactions Between Olfaction and Touch, особо любознательные найдут по ссылке полный текст, я же  кратко перескажу  некоторые положения.

Известно, что восприятие ольфакторной информации оказывает влияние на воспринимаемые одновременно с ней визуальные и вкусовые сигналы и наоборот. Например, подкрашивание белого вина до вида красного существенно влияет на описание вкуса и запаха напитка, даже когда в испытаниях участвуют опытные дегустаторы вина. Так же было показано наличие связи между обонянием и другими чувствами, например, еще в 1932 году было проведено любопытное исследование:  заключение о различном качестве одинаковых шелковых чулков в одинаковых упаковках выносилось женщинами в зависимости от того, как эти чулки пахнут.  Чулки, отдушенные ароматом нарцисса оценивались как имеющие более высокое качество по сравнению с чулками, не отдушенными никак и имеющими только естественный запах. При этом, когда вынесших суждение дам спрашивали о причинах их заключений, они ссылались на прочность ткани, ее красивый блеск и мягкость шелка (о женщины!), а об ольфакторных качествах молчали, как Штирлиц. (ха! покажите мне смелых женщин, готовых прямо признаться в том, что они хотят «эту штучку» просто потому, что она пахнет фиалочкой или упакованна в такууую шуршащую бумажку, а не потому что это практично, качественно и полезно для здоровья;)!)

Вот и авторы исследования решили провести эксперимент: просили испытуемых оценить мягкость различных образцов ткани, одновременно с тканью подавая для дыхания: животный аромат, лимонный аромат и чистый воздух. Результаты показали, что ткань, оцениваемая одновременно с вдыханием лимонного аромата, воспринимается как более мягкая, по сравнению с таковой же, но в сопровождении животного запаха. Любопытная деталь:  небольшому количеству  испытуемых лимонный аромат не понравился (большинство характеризовало его как приятный), а некоторым очень понравился животный запах (описываемый большинством как неприятный). пересчитав результаты, получаем картину – ткань кажется мягче в присутствии субъективно приятных запахов, и не так важно, лимонный это аромат или мускусный (что не отменяет и предыдущего сравнения). Таким образом, эксперименты показали, что ольфакторные стимулы  модулируют восприятие кинестатических стимулов.

Стоит, возможно, добавить, что у  женщин более чувствительны к ольфакторным стимулам и лучше их различают и запоминают, чем мужчины.

Такая вот любопытная статья.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.