С чего начать

Итак, очередная памятка для  страждущих – «с чего начать делать духи».

Я постараюсь очертить круг направлений, с уверенного освоения которых, как мне кажется, стоит начинать. Конкретных ссылок практически  не будет – потому что все материалы можно найти. И поверьте мне (правда!) на поиск вы затратите раз в тридцать-пятьдесят меньше времени, чем на само освоение. Поэтому стоит сразу прикинуть: не готовы тратить время  и усилия – не стоит и начинать. В сообществе  натуральной парфюмерии %Anna Zworykina  %art in a bottleru_naturperfume есть тэги «faq» «начинающим» «полезные ссылки».

Начну, прежде всего, с того, что умение делать духи ничем не отличается от любого другого умения – рисовать, писать стихи, лепить, высекать из мрамора. То есть, по сути, представляет собой  мастерство, навык. Практическое умение, которое образуется только в процессе работы. Можно прочитать сотню книжек о том, как правильно рисовать – но научитесь ли вы рисовать?

Итак, часть практическая – подбираем палитру, самые простые инструменты и пару лет запоминаем цвета и рисуем  гипсовые кубики  и яблоки на синих, красных и зеленых холстах при разном освещении. Потому что даже если вы прочтете, что «для гармоничного сочетания нужно брать 2 части ветивера и 1 часть розы» – что вам это даст, в самом деле, кроме массы вопросов  вроде «каковы же представления автора о гармонии» и «какой именно розы»?

Мастерство – это умение уверенно воспроизводить полученный результат. В парфюмерном смысле Вам нужно, чтобы а) ваша память точно отображала все имеющиеся у вас материалы в линейном временном раскрытии, б) Их сочетания – в начале простые, а затем более и более сложные, отображались в уме так же верно и точно. Это дается десятками и сотнями повторений простых упражнений.

Композитор, чтобы мочь записать мелодию, возникшую в голове, должен точно знать и ноты и нотную грамоту.  И нет, сочиняющие не сидят и не тыкают пальцем в клавиши «в поисках нужной ноты».

Кроме умения чисто практического, вам понадобится и теоретическая база. Что такое эфирные масла, абсолюты и конкреты, как получаются и чем отличаются друг от друга, что такое растворимость и в чем они вообще растворяются и почему. Что такое дистилляция и как она проходит, чтобы понимать, например, чем иланг иланг комплит отличается от  иланг иланга экстра.  В принципе школьного учебника химии может хватить.  Если не хватит – опять же, в сети полно материалов. Что такое полярные и не полярные вещества. Как готовить растворы,  в чем разница разведений по весу и по объему.  Какие растворы смешиваются друг с другом, а какие- нет. Хорошая вещь – умение обращаться с пропорциями – опять же, школьный учебник математики в помощь. А то я регулярно сталкиваюсь с тем, как из 10% растворов хотят смешать духи с концентрацией 30%. Почему и какие абсолюты твердые, как разводить и отмерять их. Детального знания органической химии не нужно, но что представляют собой основные классы соединений — альдегиды, спирты и дт и каковы их свойства нужно все-таки знать, чтобы понимать, например, что такое хемотип и чего 40-42 в лаванде 40-42.

ВСЕ что вы делаете, нужно записывать – поверьте, это упростит процесс формирования навыка.  Этикетки на всех флаконах и бутылках с разведенными ингредиентами обязательны. Нет формулы – нет духов, нет возможности осознать, что вы сделали так а что нет, где повторились а где новая удачная находка. Нет формулы – нет ничего.

Вторая часть любой творческой работы – помимо умения выразить нечто, нужно еще иметь, что выражать. Как и зачем.  И если с первым  (что сказать) никто помочь не в силах, со вторым – нам в помощь вся история. То есть,  необходимы сформированные представления о том, что хорошо,  что плохо и как это вообще бывает на свете. В данном случае – в парфюмерном плане. Студенты – художники перерисовывают гипсовые торсы в Пушкинском музее и копируют картины великих мастеров.  Делая поправку на то, что тут речь идет о натуральной парфюмерии, мы можем сделать  вывод, что прямая копия не будет возможна по определению – все доступные нам классические ароматы содержат синтетические молекулы. Но изучение их, тем не менее, необходимо для развития эстетического чувства, которое послужит компасом в мире ароматов.  В сообществе я уже давала ссылку: 100 ароматов, которые каждый парфманьяк должен попробовать  — список Palom’ы.  Список хорош в качестве ориентира, читайте еще и  комментарии. Я бы сказала что совсем-пресовсем обязательны первые 26, и добавила  бы Shalimar, Samsara,  Aramis, Nuit de Noel,  все не самых последних выпусков.   Или   у  Виктории  boisdejasmin   серия текстов на английском,
а у Полины   — тексты на русском языке, перекликающиеся с текстами Виктории и со своими примерами. Как я замечала, это не натуральная парфюмерия.  Но ориентиры у нас есть только эти — tсли мы вообще говорим о духах, а не об ароматерапии. Тем не менее, и оставаясь в рамках натуральных ингредиентов, можно пытаться воспроизвести дух знаменитых ароматов. Делая поправку на ветер – так, как если бы вы перерисовывали акварель масляными красками. Картина будет другая, но сохранение общего эстетического посыла – и есть  задача, развивающая творческое сознание.

Меня, возможно, спросят – «а вот без этого всего можно?» и я скажу – «кто же вам запретит»! Конечно можно! Можно делать что угодно в свое удовольствие. Моя памятка – для тех, кто задается вопросом «Мне нравится то что я делаю, но насколько это хорошо? Можно ли это хотя бы подругам показывать?» Я считаю, что оценивает себя прежде всего сам человек.  Но если встает вопрос о важности оценки со стороны – что ж, вот путь, пройдя который мы хотя бы можем сказать «я сделал то, что было в моих силах, теперь пусть оценят они».

lasgunna