Craft: духи, шоколад, пиво, цели и задачи

Craft и art, ремесло и искусство, в русском языке имеют не слишком хорошие коннотации – «ремесло» — это что-то такое, недалеко от сохи, а искуcство – что-то такое, на уровне небожителей и эстетов, «не для пользования, не на каждый день». Ну, в узких кругах еще «ремеслом» называют нестандартный способ взаимодействия с действительностью, но это, опять же, калька с английского «-craft».

На западе то, чем занимаюсь я, как только не называют. «artisan perfumery», «craft perfumery», «botanical perfumery», в зависимости от настроения того, кто называет.

Но как это перевести на русский? Наиболее точно, и в самом деле, было бы сказать «artisan perfumery», но перевод? Артизанальная парфюмерия? Артистическая парфюмерия? Художественная парфюмерия? Кошмар на кошмаре.

И, разумеется, отсутствие точного слова для перевода есть отражение нашей действительности. У нас «ремесленный» — это непременно грубый и неумелый, да и девальвация понятия мастерства заставляет задуматься: ломается кран – «надо позвонить в ЖЭК, вызвать мастера». В других контекстах в жизни это не употребляется. А какому автору этой самой, простите, художественной парфюмерии захочется называть себя словом, имеющим подобные коннотации? Общественное мнение таково: либо на фабрике, либо на кухне, половником из-под борща. Промежутков не существует, и ниши, _ниши_, как таковой, в общественном сознании нету. В этом мы, как и во многом другом, от Запада отстали на десятилетия.

А, между тем, в мире существует столько замечательных крафтовых и артизанальных продуктов!

Например – я пойду сразу к близкому, тому, что и искусство и явно _для употребления_: пиво и шоколад. И раз уж пиво и шоколад называются, на английский манер, крафтовыми – я и духи пока буду называть так же, пока не родилось новое слово.

Крафтовое пиво – это целый мир. Я в прошлом году в Питере познакомилось с творчеством крафтовых пивоваров AF Brew и с тех пор их горячий фанат. Кто скажет, что пиво – не искусство, пусть попробует то, что они варят. Никогда не забуду первый в своей жизни глоток Indian Pale Ale в калифорнийском стиле. Это переживание одновременно и чувственное и эстетическое: головокружительно горький и очень богатый оттенками аромат: грейпфрут, цветы, фрукты и много сосны и смол, первый глоток – «не верю что бывает так горько, это то пиво, о котором я мечтала всю жизнь, сама того не зная» — горечь прокатывается до самых пальцев ног, и ароматика, и солод, и все вместе еще раз… Такие моменты остаются в памяти навсегда.

%Anna Zworykina  %art in a bottle

(пока писала, увидела, что не одна я задаюсь вопросом про «как перевести», пивовары тоже думают. Но вариант «авторский» мне почему-то все-таки не нравится.)

Или вот крафтовый шоколад.  Мои любимцы – Zotter и Goldhelm (спасибо, Виктор), чего там только не найдешь: шоколад с малиной и форелью, шоколад с лавандой, шоколад со свеклой и кизилом…

Возможно, вы улыбнетесь недоверчиво, но парфюмерия, пиво и шоколад имеют множество точек пересечения! Например, кожаные ароматы – краса и гордость любого крафтового парфюмерного дома, то, от чего шарахаются «нормальные люди». И  знаете, что? Тот же полярный спектр реакций – и тот же явственно кожаный вкус  дегтярной  Cuir de Russie изумительно воссоздан в шоколаде Segler – Schokolade – бестселлере  Goldhelm, шоколаде с торфяным островным виски, морской солью, чили и клюквой. А пиво а-ля русская кожа я тоже пробовала, это был лагер No surredder: копченость, кожа, горечь хмеля (чуть не написала машинально — «и гальбанум»). Не говоря о том, что  в хорошем крафтовом пиве очень важны оттенки аромата – все эти бананы, грейпфруты, вишни, цедра, фрукты и цветы, солод, тысяча оттенков. А шоколадные стауты? А духи Айалы Мориэль «Сандаловый эль», посвященные пиву? Нет никаких границ!

«Изюм» крафтовых продуктов – в характерности, эксцентричности, во вкусе и аромате, которые шокируют, заставляют задуматься, остановиться, полностью погрузиться в настоящее.

Крафтовое пиво – как и крафтовый шоколад, или крафтовые духи – это то, что в первую очередь создано для обогащения жизни впечатлениями. Видела на спец-пивных форумах отзывы  на крафт: «такое не всем понравится» в смысле негативной оценки. Боже, это же самая что ни на есть позитивная оценка. Зачем крафтовому пиву быть таким же стерильным, условно-усредненным под вкус «среднего по больнице» персонажа??  Для «выбора по умолчанию» всегда есть «шанель шанс» и «балтика –трешка», ну или там  хугарден и классические цитрусовые композиции Acqua di parma.

Крафтовые пиво и парфюмерия – для тех, кому нужны более выразительные, характерные, возможно, экстравагантные физиономии. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или там «напшикался и побежал». Они – для очень осознанного выбора. Да и, прямо сказать, невозможен этот неосознанный выбор, вот попробуйте вслепую откусить  шоколадку с чили-перцем «Bird’s Eye» – осознание сразу возникнет!

Кстати, совершенно не хочу сказать что осознанный выбор обязан быть во всех областях жизни. Это вопрос вкуса и предпочтений. Я, например, совершенно в стиле «пшикнул и пошел» выбираю телефоны и прочую технику. Мой ноутбук должен быть приятным на ощупь, уметь запускать фотошоп, ворд и моззилу, больше мне от него ничего не нужно. Поэтому я совершенно спокойно пройду мимо дорогих и сложных моделей, которые позволяют устанавливать тысячу параметров по вкусу пользователя. Многие так же проходят мимо крафтовых духов – и это правильно.

Крафтовые духи (как и крафтовое пиво) – живые, неравнодушные создания. С ними можно дружить, ссориться, заключать союзы. Выбрав крафтовый аромат, шоколад или напиток, мы садимся на поезд, который движется с ненулевой скоростью. Если направления совпадают – отлично, мы попадем туда, куда желаем, быстрее, чем пешком. Если нет – что же, с нами случяются приключение и новый опыт. Впечатления, приключения и новый опыт – это самые основные причины пробовать крафтовые продукты. Так мы расширяем мировоззрение, совершаем чувственные открытия и исследуем новые территории. Пользование крафтом развивает сознательность. Многие покупательницы моих духов писали мне, что заметили: со временем, проведенным бок о бок с крафтовыми духами, они стали более внимательно относиться к выбору продуктов и напитков, и даже книг. И то верно: когда человек ищет что-то интересное, нестандартное, а наталкивается на сплошной шанельшанс, вкус к экспериментам теряется. А когда мы получаем качественно новый опыт – скажем, пиво IPA,  с ароматом сосновых почек и  привкусом фруктов, просыпается любопытство: если есть такое горькое, то, может, есть такое же сладкое? А какое я люблю? Появляется желание познакомиться с собственными желаниями поближе, ведь брезжит реальная надежда на их исполнение. Становится интересно: если в цветочных духах хорошо расслабляться – в каких хорошо работать?  И чем лично я хочу заниматься именно сегодня?

Разумеется, получение такого рода нового опыта, построение карты маршрутов крафтовых  (или не крафтовых, но обладающих сильной индивидуальностью) созданий невозможно без маленьких неудач и курьезов. С ростом опыта такие случаи сводятся к минимуму, когда мы уже в состоянии  обобщить и систематизировать полученный опыт, выяснив, как именно на нас воздействуют кожаные ароматы, например, а как – фужеры. Но вообще курьезы– обычный риск путешественника и любителя новых впечатлений, тут каждый выбирает сам: пробовать новое или довольствоваться уже известным, в меру своей жажды новых впечатлений и любопытства.

lasgunna

2 комментария

  1. Удивительно, как хорошо и точно написано. Статья 2014 года, прошло уже так много, но все так же актуально. Прям передает различие на уровне энергетики — то что сделано руками, в порыве творчества, от того что сделано корпорациями, в порыве не-только-творчества. Очень хорошая статья.

Обсуждение закрыто.