Арт-терапия и обучение

Написать об этом меня подтолкнул преподавательский опыт на ниве натуральной парфюмерии и пара дискуссий, которые в парфюмерной среде повторяются раз от раза.
Первая задача обучающегося – совсем не «выразить себя» а «выучить азбуку».
И я ни секунды не хочу сказать, что арт-терапия – это плохо, напротив, это прекрасно. Просто если мы начинаем чему-то учиться, лучше разделять по времени одно и другое.
Выражаем себя – фокус внимания  на себе. Учимся – фокус внимания на материале.
У людей и так не очень-то развито чувство обоняния и привычка сознательно воспринимать сигналы о том, что как пахнет. Бедный ольфакторный словарь – следствие и прямое отражение этого факта.
И если мы заняты тем, что пытаемся удержать сознание на запахе розы, у которого много десятков оттенков – поверьте, ваши сложные и прекрасные чувства в то же самое время в сознании не поместятся. Для обучения, настройки носа, необходимо некоторое количество внутренней тишины, свободного времени и внимания.
Среди целей арт-терапии «развитие творческий способностей» – на последнем месте.

%Anna Zworykina  %art in a bottle
Если мы рисуем свое трудное счастье в процессе терапии —  нам не очень важно, что кисточка пойдет не туда. Если мы хотим выучить запахи или научиться проводить прямые линии – лучше сосредотачиваться на процессе.
Если в процессе арт-терапии мы нарисуем счастье некоторым образом, то в любом случае это будет ценным, и очень информативным, когда доктор возьмет наше произведение в руки и мы будем вместе выяснять, почему счастье черно-фиолетового цвета, в форме разбитого сердца и бумага в трех местах порвана. Это даст нам много поводов для размышления. Но в случае, если мы то же самое сделаем, пытаясь научиться рисовать… Как оценивать эту работу? Никак, потому что мы не знаем, что пытались нарисовать.
Я утверждаю, что для того, чтобы приобрести умение обращаться с конкретными вещами, необходима четкая постановка задачи. Можно огласить – «я рисую черно-фиолетовое разбитое сердце» — и посмотреть, получилось или нет. В таком случае навык будет формироваться быстро и успешно.  Задачи, которые вы себе ставите – или которые перед вами ставит преподаватель, должны быть интересными, увлекательными, но не погружающими вас с головой в пучину саморефлексии в тот момент, когда лучше бы было сосредоточиться на том, что вы делаете руками. Не делайте «потерянную любовь», делайте «влажную и прохладную в верхних тонах розу с грустным бальзамическим финалом».

%Anna Zworykina  %art in a bottle
Запахи, духи, парфюмерия – области вообще очень затрагивающие эмоции, память, и для первых шагов на поприще создания композиций лучше по возможности сохранять спокойствие и ясную голову.
Не нужно пускаться в сложные импровизации, которые непонятно куда приведут, если вы не владеете техникой.
Совмещать подход арт терапии и, собственно, творчества очень даже можно. Тогда, когда вы не отвлекаетесь на технику, печатаете или играете вслепую, и способны сносно предугадать, как смесь из 10-20 компонентов в разных пропорциях будет пахнуть «на выходе». В этом случае и в процессе сможете «самовыразиться» и результат может получиться интересным. До этого этапа – терапию и самовыражение стоит разделять по времени с обучением и формированием навыков.

lasgunna