Ольфакторная азбука-1

Начинаю маленькими порциями рассказывать про ольфакторное восприятие. На этот раз мне поможет ролик на смежную тему: в нем рассказывают про то, как функционирует восприятие, и про то, «почему артхаус такой скучный»)))

Что там особенно важно: принцип экономии, нет ЭКОНОМИИ. Мозг любит экономить на не жизненно важных вещах (да, на обонянии:)))) И на распознавании стимулов, если это, опять же, не жизненно важно. Любая сэкономленная глюкоза — огромное достижение, и организм будет делать это столько, сколько сможет. Так устроено наше тело, а мозг  — наше тело, ага.
Все что не похоже на предыдущий опыт будет либо списано со счетов, либо подогнано под предыдущее, хотя бы смутно похожее. Так люди, привыкшие к тому, как «должны пахнуть духи» говорят «вся натурпарфюмерия одинаковая и вся пахнет как бальзам звездочка» (нет, не вся, но есть плохие примеры которые пахнут, да)
Чтобы начать различать непривычные сигналы, нужно потратить много сил и энергии. Вспомните, как вы учили иностранный язык, как поначалу тяжело вслушиваться в речь: что они там говорят? Ужас же, и все одинаковое (хаха). Еще один характерный пример: непривычный европеец, сходя с трапа самолета в Китае, будет воспринимать все лица китайцев как «одинаковые» (китайцы не останутся в долгу).
Так что да, 90% того что мы воспринимаем — проекция прошлого опыта.  Думаю, к ольфакторному опыту это относится даже в большей мере, если брать среднего человека.
Эти принципы относятся вообще ко всем каналам восприятия. К обонянию тоже, но в случае обоняния есть еще сложность: оно у человека вообще не особенно развито. Как и у всех приматов. Если в случае со зрением нам хотя бы не надо сильно напрягаться, сигналы нервной системы без проблем выводятся на уровень сознания, но лишь маленькая часть обонятельных сигналов опознается как таковые нашим сознанием. Они поступают в  первичный обонятельный центр, оттуда могут идти в лимбическую систему и оказывать свое терапевтическое влияние на организм — но при этом не обязательно человек чувствует, что «пахнет».
Давайте пока на этом остановимся: мозг любит экономить, любит подставлять нам знакомое вместо нового, если есть возможность, и не все сигналы выводятся на уровень «я осознаю что вообще ощущаю аромат» До скорых новых встреч)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.