Самоученичество и духи, несколько слоев

Мне кажется, что у самоучки, желающего научиться делать что-то похожее на духи, есть два глобальных слоя «чему учиться». Если подумать, то даже три.
Что-то похожее на духи, в общем и целом, учатся делать так же, как рисовать. И  слои там те же.
Их минимум два потому, что это и ремесло и искусство.

Поэтому один слой (не говорю: первый, они оба одинаково важны) — техника. Это когда, условно, находятся ответы на вопросы “как разводить дубовый мох” и “как не угваздаться абсолютом черной смородины с ног до головы, если купил не раствор”. Это ищется гуглом, кстати, и в книге моей немного есть. Это вопросы класса “как развести акварель для размывки” и ”как получить зеленую краску из синей и желтой”. Это огромный и очень важный слой, и углубляться в него можно бесконечно, потому что выяснится, что нет просто синей и просто желтой краски, что есть пигменты, охра, кобальт, и разные производители дают разный помол и они по-разному ложатся на бумагу, и кажется что там, бери и рисуй, а как начнешь разбираться в подробностях — караул! Но даже если очень хорошо разобраться, что и как работает и что как смешивается, это не сделает нас художниками, по одной простой причине: нет ответа на вопрос А ЧТО РИСОВАТЬ-ТО???

Про это — второй слой. Про то, что рисовать, не как. Зачем и почему. Какие были понятия о том что такое красиво, как они изменились. Что считает красивым сам автор и почему. Что ему нравится и не нравится (это первое) и как это личное соотносится с, условно, общепринятым. Верификация и развитие вкуса. Развитие представлений о том, что вообще бывает в мире, чтобы ставить себе задачу шире чем “хочу сделать гармоничный аромат”. Нет, ну сами посудите: “хочу нарисовать гармоничный рисунок”. Что рисовать-то будем? Конфетки-бараночки, лебедей, мертвых фазанов или абстракцию? Все можно нарисовать условно “гармонично”, хоть цветом хоть запахом, но нужно же пойти дальше “самый женственный аромат в мире” в постановке задачи? Художники учат историю искусств, композицию, то-се, а хобби-парфюмеры  почему-то очень часто подменяют вторую задачу первой: вы уж мне скажите что сперва капать что потом, и сколько точно в граммах чтоб было красиво, есть же всеобщий закон? Нету. Есть история, есть закономерности, учите, в ISIPCA это называется Perfumery & Cosmetic General Culture.  И это подводит нас к третьему слою.


Если первые два  довольно очевидны, то третий — не очень, но он самый важный, потому что без него первые два не одолеть. Это   формирование навыка самому себе ставить задачи, решать их, и оценивать, решены они или нет. Писать условную учебный программу вполне можно себе самому, причем следуя скорее понятиям “хочу-люблю” чем “надо” — в конце концов у  пути самоучки тоже есть преимущества) Самому составлять стратегию: вот сейчас я буду исследовать цитрусы и направление одеколонов, найду и понюхаю 10 вот этих знаменитых ароматов о которых пишет любимый блогер, решу что мне больше всего нравится, попытаюсь сделать похоже, покажу друзьям.  Если вы учитесь на реального парфюмера в ISIPCA — все это сделали для вас старшие товарищи, там и программа и учителя и проверки и верификация, все есть. (И, кстати, есть еще важнейший другой третий слой: менеджмент, маркетинг, бизнес, регуляция законами, то есть как сделать так чтоб эта бандура еще и взлетела). Если мы учимся сами, для себя-друзей и маленького круга лиц, этим можно, в общем, и пренебречь, ну мало ли дорогих хобби. Но зато вот эту всю махину с учебным планом, целями, оценкой себя и тд придется делать самому, потому что просто практика без цели может быть приятной, но вашу картину мира она особо не расширит. Если расширение желательно — и картины мира и возможностей, то без вот этой самодисциплины и умения решить, что же мы хотим — никуда.

%Anna Zworykina  %art in a bottle

Так что для самообучения важны все три слоя: понимать технику, понимать что вообще еще на свете бывает и что можно сделать, и понимать как строить свою практику чтобы двигаться вперед. Первое и второе — смешать но не взбалтывать, в  порядке добавления веществ в пробирку нет ответа на вопрос “как сделать хорошо”.

(и есть еще проблема того, что расширяя мировоззрение мы меняемся сами, но про это уже в другой раз)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.