Как и следовало ожидать, такому «новому» направлению как «натуральная парфюмерия» лет, скажем мягко, около десятка. Это если смотреть с одной стороны.
А с другой — до 19 века совершенно все ароматы были «натуральными», и до конца двадцатого никому бы и в голову не пришло это специально подчеркивать. До изобретения синтетических пахучих молекул парфюмеры были парюмерами — и все, пользовались настойками, эфирными маслами, абсолютами, помадами и спиртовыми экстрактами из помад и прочее, о чем можно почитать и Пиесса, например. Я полагаю (ходя не специалист в этом), что времена самого начала использования синтетики в парфюмерии были замечательными и плодотворными — натуральные компоненты все еще использовались широко, а синтетика давала ощущение совершенной новизны — в самом деле, такого до сих пор не было, как должно быть, это было вдохновительно для парфюмеров!
Но сказка у нас сказывается теперь значитально дольше «делания дел». К концу 20 века массовая (!) парфюмерия стала полностью синтетической. Зато дешево, что правда то правда. Ну а извесное глобальное ухудшение эколгической обстановки, прививки и прочее увеличило процент аллергиков и людей с разной необычной чуствительностью среди населения.
Вполне логично, что на фоне появления моды на «здоровый образ жизни», «organic food» и одежду их 100% конопли появилось и новое направление в парфюмерии, признающее ТОЛЬКО натуральные составляющие для создания запахов. Дальше — больше, направление становится популярным, и уже любой человек, смешивающий дома вместе несколько эфирных масел в понравившейся пропорции может считать себя приверженцем прогрессивного течения парфюмерии и жизни вообще. Я думаю, в этом нам следует взять пример с других стран, и улучшить уже свой профессиональный уровень и кругозор.
Понятно, что новое — это хорошо забытье старое. Но новое время принесло парфюмерии и плюсы и минусы. Так, хотя многие из веществ, которые активно использовались в той самой «аутентичной парфюмерии», скажем, мускус или амбра, уже практически не доспупны для парфюмеров-любителей, зато улучшившееся сообщение между странами дарит нам множество новых возможностей. Можно, скажем, собирать образцы ароматной древесины, смол и трав из разных стран, получать из них ароматические эссенции (настаивая в масле или в спирте) и существенно разнообразить классический ассортимент эфирных масел и прочих классических ароматических веществ. Технологический прогресс позволяет получить ароматы из тех растений (и не только), о которых раньше и не думали. Один абсолют грибов чего стоит!
Достаточно очевидно, что новая натуральная парфюмерия «выросла» из ароматерапии. Создание «лечебных смесей» привело к «благовонным лечебным смесям». Почти во всех ароматерапевтических книгах есть маленький раздел, посвященный созданию простых, приятно пахнущих натуральных духов.
Насколько я понимаю, одно из первых книг, связанных с натуральной парфюмерией, была » Create Your Own Aromatherapy Perfumes: Enchanting Blends for Body and Home (Piatkus Press, 1995)» Chrissie Wildwood. В ней речь в основном шла про эфирные масла, но, тем не менее, книга посвящена именно созданию ароматических композиций. Следующей, наиболее часто цитирцемой и продаваемой на западе, была книга Мэнди Афтель Essence and Alchemy: A Book of Perfume (North Point Press), которая вышла в 2001 году. Афтель уже назвала вещи своими громкими и почтенными именами, подвела не слишком грамотную с эзотерической и алхимической точки зрения, но поэтичную базу под, собственно, технику смешения ароматов из составляющих и стала почти официальным первооткрывателем хорошо забытой старой-Новой Натуральной Парфюмерии. Многие ароматерапевты, прочтя эту книгу, как говорят, поняли, чем же они уже годы занимаются и стали создавать группы, движения, сайты и сообщества.
Вот, собственно, вкратце история Новой натуральной парфюмерии.