Ольфакторная азбука -3

Из прошлых серии (см. по тэгу) мы уже поняли, что мозг любит экономить глюкозу, и для этого подменяет многое готовыми шаблонами. А еще он любит останавливаться на полдороги, довольствуясь первым попавшимся ответом на вопрос «чем пахнет». Ответом, который кажется подходящим. Вот пример.

На своих мастерских я всегда провожу один слепой тест – ровно для того, чтобы показать, как работает восприятие. Даю один натуральный экстракт и спрашиваю: «Что это? Вы знакомы с этим ингредиентом. Если можете – попробуйте узнать, если нет – просто расскажите, что приходит в голову, чем пахнет». По описаниям, думаю, угадаете и вы)

«Селедка!»

«Грибочками пахнет»

«Мускатный орех»

«Кажется, перец»

«Огурцами»

«Соленые грибы или огурцы»
Догадались?
«Ох, ну конечно гвоздика, точно, вы сказали —  я сразу вспомнила». А до этого запах узнавался всего лишь как «что-то очень знакомое», сельдь, грибы, огурцы – то есть то, в чем эта гвоздика используется. И получается подмена – не огуречный рассол пахнет гвоздикой, а гвоздика пахнет огурцами. Замечать такие подмены не так просто, как кажется.

Смотрите что происходит: вдыхаем аромат гвоздики (у меня СО2 экстракт, он очень, очень похож на живые бутоны гвоздики, не резкий и не стоматологический) и пытаемся его опознать. Память подсовывает ту картинку, которая и похожа и лежит ближе всего, у всех она разная: рассол, пряности, кухня, и даже просто «огурцы» (просто огурцы лежат дальше всего, потому что у свежих огурцов и гвоздики почти нет общего в запахе). И без дополнительных усилий уточнения маршрута не происходит, мозг не доходит до того, чтобы опознать гвоздику как гвоздику. Хотя если показать пальцем, все становится на свои места, и это уже не грибы и не селедка.

Вот он, самый простой пример этой самой «подмены привычной картинкой». Да, подменная картинка немножко привязана к реальному аромату. Иногда – через одну итерацию (гвоздика в рассоле — маринованные грибы) иногда –  через две (гвоздика в рассоле – соленые огурцы- свежие огурцы). Вообще «рассол» выходит на арену очень часто, многие зеленые непривычные ноты воспринимаются как рассол, а там и грибы недалеко, и если есть склонность фиксировать эти первые ассоциации – то от грибов в аромате розы избавиться не так уж просто.

Что же делать? Вот что: пытаться сохранять гибкость, текучесть восприятия, не теряя фокуса внимания. Не цепляться поначалу за первые ассоциации, особенно если знаете, что они далеки от правды. И да, на первых порах я не советую увлекаться «слепым» тестированием, для нетренированного восприятия оно может принести не очень много пользы: это как пытаться рисовать с закрытыми глазами.
Как начинающий музыкант поначалу должен выучить, как звучат ноты, так и человек, осваивающий ольфакторную  азбуку, поначалу «учит» буквы. Для только натуральной палитры учатся сразу «аккорды» — потому что каждый экстракт меняется во времени и это нужно учитывать. С синтетическими душистыми веществами такого нет, но в, в целом, подход тот же.

Часто синтетические и натуральные вещества требуют разного «фокуса» внимания. Если очень огрубить, у натуральных – характер слабее и сложнее, у синтетических – яснее и сильнее. Есть люди, которые перенастраивают внутреннюю оптику с трудом, есть те, кому это дается проще. Если приспичит – можно натренировать.

1366450768_snimppok

Резюмируя: не все, что кажется на первый «внюх» селедкой,  пахнет селедкой.  (Или ментолом, ментол вообще любимое, конечно)

Если ваш вариант распознавания ольфакторного сигнала радикально отличается от того, который «задуман автором» (или предполагается по техническому описанию вещества) – можно забить, а можно попытаться перенастроить оптику. Возможно, ваш мозг ленится пройти всю дорогу до конца, нельзя винить его, это нормально. Ну и на всякий случай  проверьте, не перепутаны ли пробирки ;)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.