Ритм и структура

Ритм и структура стихов, ритм и структура картины, музыки, аромата (да, тоже ритм и структура, да что там, в прозе тоже есть все это, только подольше нужно) — настоящее искусство возвращает нас к телу, потому что именно телом мы все это воспринимаем.

«Я давно уже думала о том, что в чтении поэзии и медитации по ощущениям много общего. Но вот что именно — не могла поймать. Намеренная медленность, что-то такое.

А тут поэт Билли Коллинз в своём мастер-классе говорил о структуре. И говорит: поэтическое разделение на строки постоянно возвращает читателя к стихотворению, не позволяет мысли убегать, как бывает при чтении прозаического текста. Заканчиваешь одну строку — и начинается следующая. И внимание остаётся здесь. Вот тело стихотворения, вот тело стихотворения, постоянное возвращение к телу.

Про медитацию он ни слова не говорил, но это же абсолютное описание медитации с концентрацией на дыхании. За вдохом следует выдох, за выходом вдох. И это позволяет мысли не убегать. Внимание остаётся здесь. Постоянное возвращение к телу, постоянное возвращение к телу.

Если продолжить аналогию, получается, что строки стихотворения — это не только его структура, но и его дыхание. Более того, когда читаешь стихи вслух, так зачастую и выходит.

Конечно, все описание выше — некая сферическая медитация/чтение стихотворения в вакууме. Да, внимание все равно уходит, мысли все равно начинают бежать, и только через три минуты вспоминаешь, чем ты вообще занята. Но само действие — постоянная тренировка того, как это, быть здесь и постоянно возвращаться к опыту, который проживаешь. В теле стихотворения, в своём теле.

Вот здесь. Вот это.» — пишет Darya Bukhtoyarova.

Все это, кстати, завязано в теле — например, структура строк и ритм самых популярных стихотворных размеров связан с анатомическим устройством уха (книга Красота и мозг, очень круто там описано)
У духов, которые есть искусство — та же история — у них есть ритм, есть рифмы, есть культурный контекст, и есть то прекрасное свойство, что «чтобы понять нужно дослушать до конца». Как компоненты перекликаются друг с другом через текущий поток времени — все это нужно пережить и создать из этого свое целое.
Ну и про ритмы и темпы интересно — у каждого есть естественный темп (в комментариях про барабанщиков прекрасное) — темп передвижения, танца, чтения. Восприятия и действия.
В общем, все взаимосвязано))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.