У замечательной Нины, , сегодня день рождения!
Поздравляю, и к случаю, хочу рассказать о том аромате, над которым я работала для по Нининому заказу. Этот аромат имел предварительное название «Шелковый путь». Заказ на него выглядел так : (я тут все равно процитирую, красиво) «У каждого есть мечта о Большом путешествии… Или была… Помните, как в детстве мечтается о путях и странах, когда читаешь книжки о приключениях и охоте, тайнах морей и стран, о караванах и Древнем мире…
Мое Большое путешествие, путешествие моей мечты- это Шелковый путь. Великий шелковый путь. Что начинается в Сиани и идет через Ланьджоу в Дуньхуан, потом через Памир, Фергану, казастанский степи… Или же южнее, в древнюю Бактрию, Индию, Ближний Восток…
…Фергана.. Самарканд и Бухара… Названия, от которых в воздухе носится аромат пряностей-корицы, гвоздики, имбиря, рейхана, аромат хлопкового масла, абрикосов и гранат, розового щербета, мятного чая…. А дальше-Памир, с его запахом снега, чистейшей водой, эдельвейсами, шерстью и молоком верблюдиц, идущих невозмутимо по караванным путям. …Чем выше в горы, тем острее становится запах снега, который ни с чем не спутаешь… Шерстяные одеяла, вода на огне, разоженном на стоянке, неторопливые рассказы у костра…
..Степь. Степь всегда пахнет полынью и ковылем, лошадиной гривой и свободой. Только небо и степь. Кумыс в юрте. Скачка в степи и снова-медленный караван верблюдов. Запах кожи и полыни.. Такой осталась у меня в памяти и в аромате Монголия- полынь и кожа, кумыс и мясо. Баранина, что готовится на костре в кумысе. А еще-Гоби, что ночью пахнет дымом, ладаном, чаем и терпким ветром… Когда звезды можно достать рукой, только протяни… Когда подбрасываешь в костер ароматные поленья, что можно найти на краю Гоби…Когда неторопливая беседа прерывается долгим молчанием, потому что говорить не хочется, так захватывает дух от красоты, что окружает тебя…
…Китайская часть пути пахнет жасминовым чаем, благовониями, нагретым на солнце шелком….А еще-лаком и жемчугом, который тоже имеет запах. Да-да, тоже имеет запах.. И нефритом, холодным и чем-то похожим на снег в горах.. Может, поэтому так любят нефрит на Востоке.
…Когда-нибудь…Когда-нибудь мы с тобой забудем о городе и оправимся в путь. Шёлковый путь…»
Прочитав это, я поняла, что история про несбывшийся аромат, Марокко-Парамарибо — это была легкая разминка.
Ладно, думаю. Что тут скажешь? Надо делать.
Значит, плов, абрикосы и гранат, снег, лошадиные гривы, дым костра, мята, чай во всех вариациях, шелк, нефрит и благовония в одном флаконе. Попробуем так: полынь, ладаны, пряности… аттар хны, подкопченые и кожаные цветочные ноты гвоздики, молочные оттенки туберозы, абсолют граната…
Но что-то не складывалось. Не получалось поймать то настроение, которое должно бы было, как камертон, дать настройку всему аромату. Тогда я обратилась к Нине с просьбой дать мне послушать ту музыку, которая звучит на ее Шелковом пути. И вот что получила, послушайте:
и
и даже
И знаете, музыка сделала свое дело. А я сделала 11 вариантов Шелкового пути для Нины и уехала во Вьетнам. Из 11 Нина выбрала два, и пожелала, чтоб они были более прохладными.
И тут явно Тройка, явно подталкивала мою руку.
Прохлады я добавила разной — свежего искристого снега, влажного тающего снега, туманов, распутицы, ветра… Отдала Нине новые пробирки на оценку. И этот охлажденный Шелковый путь привел ее в Москву, которой нет.
Нина, Шелковый путь, я полагаю, привел нашего Одиссея домой. Вы милосердно с ним обошлись — ему не пришлось года и года болтаться между Сциллой и Харибдой, Монголией и Китаем. А может, и пришлось: ведь весь его багаж и одежда пропахли чаем, благовониями, верблюжьей шерстью и кумысом. А кое-какие пряности и лучший жасминовый чай он привез для любимой. Сейчас, он согреется в тепле, прохлада отступит, и весь Шелковый путь откроется перед вами.
С днем рождения, Нина, ваши духи ждут вас!