Роза пахнет розой?

%Anna Zworykina  %art in a bottle
«Роза пахнет розой хоть розой назови ее, хоть нет», – писал Шекспир. И был, как мне кажется, неправ.
О том, как устроено наше обоняние с точки зрения физиологии, вроде бы, более или менее понятно. Молекулы веществ воздействуют на ольфакторные рецепторы. Как именно– споры до сих пор идут, существует несколько теорий, самые популярные, на сегодняшний день — «ключ-замок» и колебательная теория Турина. В результате меняется потенциал рецепторных клеток, на это реагируют обонятельные нейроны, которые передают электрический сигнал в обонятельные структуры головного мозга после чего некоторые из них обрабатываются в другом отделе, связанном с сознательным мышлением — коре. И каким-то образом возникают мысли и представления о запахе.
Важный момент заключается в следующем. Если очень огрубить, то лишь маленькая часть обонятельных сигналов опознается как таковые нашим сознанием. И тем более структурируется в сложный образ, такой как «запах розы». А огромное количество ароматических растительных экстрактов просто снижают частоту сердечных сокращений, обезболивают и оказывают другие физиологические эффекты – на том и стоит ароматерапия. Подчеркну, что терапевтическое воздействие ароматических экстрактов происходит, по бóльшей части, через мозг, а не через кожу.
%Anna Zworykina  %art in a bottle

Вернемся к молекулам и розе. С одной стороны, существует какое-то количество молекул, воздействующих на рецепторы. Существуют электрический импульс и возбуждение разных нейронов. С другой – есть роза перед нашим мысленным «носом». Но как электрический импульс превращается в мысль о розе? Эта роза – где она?
Это, мне кажется, есть самый важный вопрос, который мы должны решить, если хотим понять что-то про обоняние и духи.

Здесь я хочу процитировать Пелевина – простите, кто не любит, но тут правда к месту. «Людям известно, что замыкание нейронных цепочек в коре мозга определенным образом связано с мыслями. Им известна даже локализация переживаний — какие ощущения соответствуют активности разных зон мозга. Например, возбуждение нейронов в определенной области совпадает с переживанием красного цвета. Пока все просто. «Hard problem» появляется, когда они пытаются объяснить, как электрическая активность, которую фиксируют приборы, становится субъективным чувством. Тем, что люди называют qualia — переживанием чего-то изнутри… Дело в том, что есть непреодолимая качественная пропасть между воспринимаемой нами краснотой…и электромагнитными колебаниями в мозгу, которые фиксирует томограф. Как, где и почему электрический разряд становится красным цветом, который мы видим? Этого не знает никто. Иногда даже спорят, можно ли утверждать, что красное для одного человека — то же самое, что красное для другого. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в схожих ситуациях люди используют одно и то же слово.(Я подумал, что и правда не знаю, действительно ли красный для меня — это то же самое, что для Софи. Вдруг она видит его как я синий?) Никто никогда не объяснит, как электрические процессы в мозгу становятся переживанием красного цвета. Потому. Что. Они. Им. Не. Становятся. Понятно? Можно только объяснить, как красное стекло нашего мозга окрашивает — вернее, редуцирует — исходную бесконечность до скрытого в себе кода.»
Вот верите ли – с парфюмерией все обстоит так же, как с красным цветом.
Аромата розы, существующего как единая вещь в себе – НЕТ.
Более того. Если отбросить в сторону коаны про то, существует ли треск падающего в лесу дерева, раз его никто не слышит, мы можем отметить еще несколько вещей.
Первая. Известно, что в языке мало слов для описания запахов. И из-за бедности словаря в том числе все понимают под одним и тем же метафорическим словом, описанием запаха, совершенно разное. Ну вспомним это навязшее в зубах определение «свежий» — про то, что под ним подразумевается писала Любовь Берлянская.
Второе – восприятие чего бы то ни было зависит от сопутствующей воспринимаемой информации и от слов. Слепые дегустации вин показывают, какое огромное влияние на восприятие имеет знание дегустаторами цвета вина, его ценовой категории и страны происхождения. Ну а с запахами еще сложнее.
Пока что-то воспринимаемое нами не названо словом – его не существует. Именно поэтому дегустации ароматов, вина, еды, учат, как азбуке. Показал пальцем, назвал, запомнил – значит вычленил из окружающего шума. Никак по-другому это не работает и работать не может.
Кстати, замечу про окружающий шум. Вопросы климата, свежести воздуха и окружающих запахов важны именно поэтому. Мы не в безвоздушной среде нюхаем духи, среда, в которой мы находимся – это материал, на котором рисуется ароматное произведение. Где-то это мокрый шелк, где-то грунт, где-то сырой бетон. На чем нужно рисовать именно этими красками, из этого флакона? Вот о чем мы должны думать, выбирая аромат для каждого конкретного дня, климата, города.
Многие удивляются, тому факту, что обычно один и тот же аромат, разлитый во флаконы разного цвета, будет восприниматься по-разному. В этом усматривают уловку. Но это не уловка – именно так и устроено восприятие. Какой смысл искать обман там, где истины, как таковой, просто нет? Восприятие работает так – и это надо учитывать, вот и всё.
Сколько раз я, как, наверное, и многие из вас, становилась свидетелем того, что простейшее и знакомое всем эфирное масло не распознается из-за дефицита внимания и не очень хорошо налаженных ассоциативных связей. Скажешь потом – «Это гвоздика» — «Ох, ну конечно гвоздика, точно, ты сказала, и я сразу вспомнила». А до этого запах идентифицировался всего лишь как «что-то очень знакомое», или селедку, грибы, огурцы – то есть то, в чем эта гвоздика используется. И получается подмена – не огуречный рассол пахнет гвоздикой, а гвоздика пахнет огурцами. Замечать такие подмены не так просто, как кажется.
Именно поэтому я не особый ценитель «слепого» тестирования сложных ароматов среди любителей. Какой смысл давать своему мозгу дополнительную нагрузку, к которой он не готов? Чтобы сказать «это фигня, я ничего не понял»? Ну разве что.
Третье. Чем сложнее состав аромата, тем больше чисто физиологических ресурсов тратится на его распознание. А мозг любит экономить глюкозу. И еще он любит решать сложные задачи неправильно, но просто. Восприятие вообще часто идет по «экономичному» пути – например, как в случае с гвоздикой и грибами.
Или другой пример: птенцам серебристых чаек для того, чтобы опознать нечто как родителя и продемонстрировать пищевое поведение достаточно, как показал Тинберген, всего лишь клюва с контрастной окраской, характерной для данного вида. Голова целиком, тело чайки или ее модели, их наличие или отсутствие совершенно не важны. Мне кажется, можно привести аналогию с восприятием ароматов.
β-дамаскон – молекула, которая отчасти определяет ароматический профиль розового масла. Помимо этого, в его составе есть еще десятки молекул. Но порой достаточно и всего лишь одного дамаскона, чтобы воспринимающий его сказал: «Пахнет розой». Как и птенцам чайки достаточно красного пятнышка на оливковой деревяшке, чтобы начать требовать: «Родитель, дай еды»!
Другое дело, что такое упрощенное восприятие действительности у птенцов чаек, например, сохраняется около недели. Происходит «созревание» реакций и усовершенствование восприятия. В современной жизни с человеком часто происходит нечто противоположенное.
Многие замечали, что первые пробы натуральных или винтажных духов сопровождаются разочарованиями. Ожидания другие. Но вторая проба – и «духи стали пахнуть по-другому», третья – «снова по-другому» и так далее. Я думаю, тут дело в том, что, существуя в окружении современной массовой парфюмерии и отдушек, мы привыкли к определенным простым сигналам. В эфирном масле розы много десятков ароматических молекул. В реконструированной отдушке «роза» — меньше десятка. Сигнал проще, но сильнее. И именно он уже привычно воспринимается как «настоящий».
Я могу привести еще одну иллюстрацию. В этом стыдно признаваться, но ради наглядности я все-таки признаюсь. Я не большой знаток серьезной классической музыки. И ее восприятие для меня сопряжено с некоторыми сложностями. Каждый раз, когда я впервые слышу какое-нибудь непростое произведение для многих инструментов, мне ужасно хочется спать. Я чувствую скуку и усталость. Второй раз я начинаю что-то узнавать – «О, это уже было, этот момент я помню». Раза с пятого я начинаю видеть картину целиком – когда какая мелодия повторяется, вариации, рифмы, переклички и так далее. Но как же велик соблазн в первые несколько раз объявить Баха лучшим творцом занудных колыбельных!.. Думаю, с духами то же самое. Нужна привычка к восприятию сложносоставных сигналов и нужен словарь для их интерпретации. Иначе они будут восприниматься как «серый шум».
Таким образом, если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава».
И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».
%Anna Zworykina  %art in a bottle
Кроме состава, тут еще играет роль такая тонкая штука, как привычный образ построения сложной структуры. Ну знаете, как в этих картинках с вазами и профилями. С ароматами происходят похожие вещи. Скомпоновать молекулы или экстракты так, чтобы у тех, кто эту смесь воспринимает, возникал образ, например, лилий – у которых нет натурального экстракта. Это не воспроизведение электрохимического сигнала, это именно работа с построением образа. И многие симпатии и антипатии к парфюмерам или парфюмерным домам, объединяющим духи одного стиля, мне кажется, объясняются именно тем, что сложные образы собираются каким-то сходным образом у автора и реципиента. И если вы не «собрали» аромат так, как кто-то другой – это не значит, что другой обязательно не прав. Потому что совсем уж объективной истины, как мы уже поняли, все-таки нет.
В связи с этим еще вспоминается прекрасный анекдот – про музыку.
Как-то бандиты, задумав отпраздновать День рождения Шефа, не смогли найти подходящих лабухов. Обзвонили всех, но никого, кроме джазового квартета найти не сумели. Делать нечего – позвали. В ресторане немного перепуганные музыканты тихо играют салонный джаз. Вдруг один из гостей перестает жевать, подходит к сцене и сосредоточенно слушает. «О! Наша публика», — радуются музыканты, начинают играть громче и уже кое-что посерьезнее. Тут к сцене подходит еще один «бизнесмен», потом третий, четвертый и т.д. Группа в восторге – они показывают все, что могут, «наворачивают» замены, барабанщик играет заумное соло, и после которого, на коде, парни выкладываются до конца. После финального аккорда в зале повисает напряженная пауза. Еще минута молчания, и один из слушателей сочувственно произносит: «Что, пацаны, не получается»?

К слову, за что я люблю натуральные ароматические экстракты? Прежде всего, за две вещи. Первая – они отлично воздействуют на наше психофизиологическое состояние. Многие, даже не идентифицируя запах, отмечают, что «духи вызывают много эмоций». Вторая – они настраивают восприятие на осознание сложных, деликатных сигналов из внешней среды. В конце концов это распространяется за пределы сферы запахов. И мне кажется это то, чего так не хватает в современной жизни, где много «упрощений».

Так что, возвращаясь к розе — нет смысла искать истину – «что же такое запах розы на самом деле», потому что никакой «всамделишней розы» нигде, кроме как внутри нашей головы, не существует и не может существовать по определению.

И каждый может выбрать себе розу по вкусу. Самую настоящую.

lasgunna

4 комментария

  1. Согласна с тем, что «настраивают восприятие на осознание сложных, деликатных сигналов из внешней среды. В конце концов это распространяется за пределы сферы запахов». Раньше, например, при готовке мяса я бухала туда комбинированные специи из одного пакетика, а теперь мне это не вкусно. Так не интересно, нет «идеи» что-ли… теперь много разных пакетиков, в каждом одна специя, и комбинирую сама, то базилик с имбирем, то петрушку с кориандром, то еще как-то.
    Вообще, мне кажется, можно уроки натуральной парфюмерии подавать как способ учиться понимать других (ну для тех, у кого проблемы с коммуникацией :))), когда ты пытаешься донести свою мысль не словами и даже не жестами, а запахом.

  2. Ольга, спасибо, что поделились! 🙂
    Про коммуникацию — тут сложность в том что другие могут не очень хорошо понимать язык запахов 😉 Но вообще да, ароматы — еще один канал коммуникации, это верно.

  3. Прочитала Вашу статью как азбуку. Никогда не задумывалась о теории создания ароматов, но интуитивно чувствовала, что невозможно составить себе представление об аромате по пирамиде запахов, даже разложить аромат на ноты у меня не получалось. Современные ароматы, которых очень много, в конечном итоге, вспоминаются как что-то одно, я их не различаю. Вероятно, это и неподготовленность тоже, но ведь помню же я Caron. Не спутаю ни с чем. Хоть и было это очень давно.

  4. Так что, возвращаясь к розе — нет смысла искать истину – «что же такое запах розы на самом деле», потому что никакой «всамделишней розы» нигде, кроме как внутри нашей головы, не существует и не может существовать по определению.

    И каждый может выбрать себе розу по вкусу. Самую настоящую……ЧЕТКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СИЛЬНОЙ СТАТЬИ!!….СПАСИБО!

Обсуждение закрыто.