Ольфакторная грамотность

В моем новом курсе про ольфакторную грамотность и кругозор очень много домашних заданий. Именно они, и работа с ними — и есть самая главная обучающая часть,  потому что, конечно же, от “прослушивания говорящей головы” и просмотра мои веселых картинок, ничего не изменится в том, как человек нюхает.


Удивительным образом, онлайн формат оказался даже более удачный чем оффлайн — у меня намного больше времени на каждого участника, и, что тоже дико важно, у участников больше времени на то, чтобы изменения в восприятии произошли. Курс кончился, а работа над заданиями еще идет и идет)

 

Практика и наблюдения за натурой показывают: для встречи со своими непосредственными ощущениями, а не с “голосами в голове” — нужно довольно много времени, свободной воли и повторов.  Сейчас все у нас устроено так, что в сфере обоняния царят легенды, шаблоны, ольфакторные ослушки и шепоток глянца. Это, в общем, очень понятное положение вещей, оно сложилось не потому, что люди “ленятся” или там “не такие” — жизнь в большом  (и небольшом) городе к этому склоняет всех. Но тем сложнее уже во взрослом возрасте вернуться к детским задачам и научиться видеть и нюхать новое, неописанное.

 

Мало того,  нейрофизиологические особенности обработки ольфакторных сигналов создают множество побочных эффектов, которые очень увлекательны, интересны и занимательны, вот только от непосредственных ольфакторных ощущений они уводят в сторону.

И мы раз за разом возвращаемся к ним, родным, к ощущениям. Это тяжко, я всем сочувствую и поддерживаю, тяжко, но необходимо.

 

Абсолютно уверена, что умение координировать сложный ольфакторный сигнал и дружба с носом пригодится и тем кто  просто любит нюхать и тем, кто хочет создавать духи.

 

Потому что создание композиций  идет на двух (больше, но пусть для простоты на двух) планах: план “что мы делаем и из чего” и “как это унюхают люди”.

Если мы снимаем фильм, нам нужно понимать, как люди видят облака. Но парадокс —  чаще всего облака для фильма делают из, условно говоря, ваты или из фотошопа. Кровь делают из краски а синяк  на скуле из примочки. Нужно понимать а) как выглядит синяк сам по себе б) что на месте синяка видит наша с вами ца (а они разное видят!) в) как нам сделать то что должны увидеть люди из ца, не разбивая актеру лицо.

 

Вот с созданием композиций, картин и кино из запахов точно такая же история. Да, мы делаем иллюзию. Но делаем ее из реальных вещей. И нужно  уметь переключаться с “точно что я точно прямо сейчас ощущаю” на “что оно может показать в режиме иллюзии”, но вот этот первый пункт для обоняния — очень сложный.

Потому что кино, картины и духи — это вещества, пленка, краска, примочка, которые изображают синяк, а не синяк. Нужно понимать про пленку, краску, примочку и про законы восприятия. И то и это.


Мы с участниками курса  возвращаемся к одному и тому же экстракту раз за разом. Делая паузы. Меняя носители. Я не говорю “как должно быть”, я задаю вопросы. Прошу сравнить. Вернуться к ощущениям, сверить то что “я думаю как пахнет” с тем что есть. И чудеса происходят и происходят. “Нет, все-таки не пахнет это геранью” — уфф, вот оно, мое счастливое облегчение.

 

Бесполезно же сказать человеку: “ты видишь не круг, это квадрат” — запомнить он запомнит, но способ видеть останется тем же, и следующий квадрат снова будет кругом. А треугольник — квадратом, чисто на всякий случай, сказали же что я ошибаюсь, но теперь то вот правильно сделаю.

 

Смешивание теплого и мягкого, то есть ощущения и картинки, которой из него выстраивается, есть самая распространенная ошибка обоняния вообще, взять хоть того же Луку Турина, и его “лаванду без лаванды” из нового гида. А у человека с меньшим ольфакторным опытом  из подобных мондегринов состоит половина всего ольфакторного ландшафта. “Тут рассол, тут индийские палочки, а это я не знаю что химоза какая-то, а тут яблоко”.

 

“Пахнет яблоком” ладан и все, стена. Если с этим поработать, размотать осторожно и аккуратно, давая время, оставляя свободу  движения и проявляя гибкость, выясняется, что пахнет-то, конечно, не яблоком, просто пахнет похоже на сосновую хвою, и лучшее воспоминание детства было — когда залезал на чердак дачи, стоящей в сосновом лесу, а на чердаке лежали яблоки осенью — ну и готово дело. Был шаблон и ошибка восприятия, стало  не муж и жена а четыре разных человека: целое детское воспоминание, ладан, который, ура, выделился в отдельную единицу, хвоя и смолы отдельно и совсем уж отдельно яблоко.

Такого рода ошибочная атрибуция даже простых ароматов с первого предъявления — скорее правило, чем исключение для неподготовленного слушателя.

 

Если работать бережно — то воспоминания детства и прочее увлекательное кино не уничтожается, а остается отдельным, важным слоем и источником силы, ресурса. Но в дополнение к этому приходит точность и свежесть восприятие, навык нюхать то что “есть здесь и сейчас”, дополняя свою ольфакторную историю и библиотеку.

В конце концов, мы живем не только в детстве, но и прямо сейчас. То что есть сегодня — может стать прекрасным воспоминанием через десять лет.

Особенно если не заслонять одну картинку другой а уметь разделять голоса носа и памяти, чтобы сложился складный хор.

Это я и называю координацией движений мысли при обработке ольфакторного сигнала. И этому, как и координации физических движений, можно научиться. И метод точно такой

же: практика, практика, повторение, коррекция, практика. Та же маята, как координировать движения рук при игре на фортепиано. Совершенно достижимая вещь.

И совершенно необходимая, если этим вот мозгом и этими вот (или другими) веществами мы собираемся как-то работать, что-то из них собирать. Потому что нам нужен трезвый взгляд и твердая рука, и воображение, без этого никуда.

Все три компонента нужны, пока мой курс — про первое, про трезвый взгляд, потому что это минимум миниморум, без этой базы невозможно строить.

lasgunna