Клавдио-
Если он не влюблен в какую-нибудь женщину, так ни одной старой примете
нельзя верить. Он каждое утро чистит свою шляпу — к чему бы это?
Дон Педро-
Видел его кто-нибудь у цирюльника?
Клавдио-
Нет, но цирюльника у него видели, и то, что было украшением его щек,
пошло на набивку теннисных мячей.
Леонато-
Правда, он выглядит гораздо моложе, сбрив бороду.
Дон Педро-
Мало того: он натирается мускусом; заметили, как от него пахнет?
Клавдио-
Яснее ясного: прелестный юноша влюблен.
Шекспир, Много шума из ничего, пер. Т. Щепкиной-Куперник
О натуральной парфюмерии начинают говорить и писать. Это приятно, но, как всегда, популяризацию сопровождает возникновение мифов и спекуляций. Я бы хотела без придыхания и лишнего пафоса сказать о том, как началась современная нам натуральная парфюмерия.
Сегодня натуральная парфюмерия – и возрождение традиционного ремесла и дань модному стремлению к здоровому образу жизни.
Основателем натуральной парфюмерии был первый в мире парфюмер – ведь, так или иначе, с тех пор линия производства ароматических веществ не прерывалась ни разу. В ароматерапии с самого ее начала как самостоятельной отрасли было уделено внимание созданию не только терапевтических, но и чисто парфюмерных смесей.
Со времени зарождения парфюмерии и до конца XIX века натуральные вещества служили единственными составляющими в производстве духов. Так что вся парфюмерия была, если называть ее сегодняшним именем, натуральной.
Одной из первых книг, связанных с современной, иначе говоря, возрожденной натуральной парфюмерией, была » Create Your Own Aromatherapy Perfumes: Enchanting Blends for Body and Home (Piatkus Press, 1995)» Chrissie Wildwood. В ней речь в основном шла про эфирные масла, но, тем не менее, книга посвящена именно созданию ароматических композиций. Следующей, наиболее часто цитируемой и популярной на Западе, была книга Аманды Афтель Essence and Alchemy: A Book of Perfume (North Point Press), которая вышла в 2001 году. Многие ароматерапевты, прочтя эту книгу, осознали, что именно натуральной парфюмерией они занимались, составляя дух на основе эфирных масел, и стали создавать группы, движения, сайты и сообщества, посвященные натуральной парфюмерии. Следом за этой первой книгой Афтель выпустила несколько других, и натуральная парфюмерия стала модным и полезным увлечением на западе, а постепенно и в России.
Конечно, сегодняшняя натуральная парфюмерия многим обязана развитию Интернета. То, что каждый человек, в какой бы стране он не жил, может обсудить интересующие его вопросы с коллегами по редкому хобби, находящимися с другой стороны глобуса, просто здорово. Кроме того, через многочисленные Интернет-магазины можно заказать редкие и экзотические ароматические вещества, что является сильнейшим стимулятором вдохновения.
Для меня натуральная парфюмерия схожа с самой жизнью – живая, неповторимая, невоспроизводимая. Эфирное масло, как и другие ароматические субстанции, которыми оперирует натуральный парфюмер: настойка, абсолют, конкрет, это по сути своей – абсолютно не воспроизводимые вещи. Они как вино. Их характер зависит от страны, от склона, на котором выросло сырье, от урожая… От того, засушливый был год или дождливый. Количество разных веществ колеблется – в разных урожаях. Колеблется, естественно, в пределах некой нормы, но тем не менее. И поэтому, не поддается точной стандартизации. Поэтому любой натуральный аромат не воспроизводим с абсолютной точностью. Розовое масло разных годов урожая имеет разные качество и стоимость. Эфемерность, летучесть натуральных композиций по сравнению с духами, содержащими синтетические молекулы – для меня метафора жизни, настроений, возрастов. Нельзя ведь день за днем испытывать те же самые чувства – каждый миг они меняются, развиваются. Согласно тем же законам живут и меняются натуральные парфюмерные композиции. Стремясь следовать этим вечным закономерностям, мы становимся более здоровыми душевно и физически, и приближаемся к гармонии.
О том, в чем же состои разница между натуральной и «не только натуральной» парфюмерией — в следующей серии.