Начать эту заметку хочу с благодарности Екатерине. Paloma, автор одного из лучших блогов о парфюмерии — aromablog, я на него уже ссылалась и буду ссылаться еще, кто не знаком — добавляйте в закладки, будет у вас путеводитель по миру классической парфюмерии. Катерина коллекционирует винтажные ароматы и знает в них толк. Мне кажется, с ними (старыми версиями ароматов) обязательно нужно знакомится всем, кто хочет развить свой вкус и ознакомиться с историей парфюмерии. Сколько я слышала изумленных возгласов вроде «Боже, так вот что такое Шалимар (Бандит, подставьте другое по желанию), теперь я понимаю почему о нем писали то что писали!» после знакомства с старыми вариантами ароматов. Часто современные формулы настолько изменены, что получившиеся варианты имеют к тому, что успело в свое время прославиться и стать классикой жанра, весьма отдаленное отношение, что порождает непонимание именно исторических процессов. И еще Paloma написала обзор моего аромата White Silk, за что благодарю отдельно.
Теперь к аттарам. Это ароматы арабского дома Amouage, у которого есть композиции и на западный вкус, и компромиссные — «западное представление о востоке». Аттары, пожалуй, от современной западной парфюмерии дальше всего. Аттары эти на масляной основе, так что кому это важно — вот. (Кстати, тут слово аттар имеет именно значение «аромат». Тем же самым словом еще обозначают индийские кодистилляты с сандалом и иногда эфирные масла розы, полученные с помощью дистилляции) Те что я пробовала раньше, явно содержали добавки синтетических молекул, но те, которыми великодушно поделилась со мной Екатерина и о которых пишу ниже — очень похожи на полностью натуральные. Ее обзоры аттаров можно найти на сайте по тэгу Amouage.
Rose (TRO) — роза роз. Вот знаете очень (очень!) удачное масло, гидродистиллированное из дамасской розы? Кажется, турецкой. Вот — это оно. Начало — цитронеллольное, очень светлое, с лимонными и леденцовыми оттенками, потом появляется неповторимый туман розового отто, который заполняет весь объем пространства и внимания, розовые лепестки, оттенки фруктов, варенья из розовых лепестков, белой рассыпчатой пудры, ну и все прочие радости красивой розы. Сколько не искала — не смогла найти ничего кроме роз здесь. Впрочем, раз Rose (TRO) сыграл со мной шутку — на левом запястье оставался неизменно розовым, а на правом вдруг показал тень сандалово-деревянной подложки. Но именно тень, никакой основы в этом парении розы нет. Через много часов роза превратилась в роскошный цветочный мед, кажется, акациевый. Я сравнила потом со своим маслом турецкой розы — мое менее лимонное, менее фруктовое. Может, в этом аттаре купаж разных роз. Внимание плавает в этом многослойном розовом тумане, каждый раз вылавливая новые детали — вот лимонные цукаты, вот отблеск сиропа, вот мед, вот жемчужно поблескивающая пудра. Настоящий ольфакторный лабиринт. Мне, впрочем, это любование разными гранями одного ингредиента напомнило восклицания, которыми сочувствующие и доброжелательно настроенные наблюдатели награждают наши удачные и вызывающие много восторга покупки: вот ты врываешься в помещение с коробкой, быстро снимаешь пальто, шапку, прочее, и натягиваешь новые сапоги/бусики/шарфик, вертишься перед зеркалом в трусах и сапогах/бусиках/шарфике, с горящими глазами вопрошаешь — «ну как???!!!» и получаешь вердикт «Отлично! Так и ходи!!!». Rose (TRO) — это «Роза! Так и ходи!» Остальное — неважно.
Ayoon Al Maha attar Amouage Сестра Rose (TRO), но более рельефная. У нее есть основа из древесины, поэтому и начало я воспринимаю легче (когда есть почва под ногами — у меня нет панического страха завязнуть и утонуть в розовом сиропе). Еще более лимонные, сияющие лепестки, солнечный свет, растрепанный ветром цветок шиповника. Очень юная и невинная роза, только светлые фракции, здесь нет никаких оттенков плоти и перезревших фруктов, которые есть в розовых абсолютах, никакого сгущения алого и бордового, никакого масла, грима и помады. Хотя я, признаться, жду-не дождусь уже, когда появится база — и она появляется. Сандал и мягкий, с мускусными оттенками уд. Ну, наконец-то! А то к концу второго часа мелодичных переливов розы я начала опасаться, не попаду ли я в диснеевский мультик, где птички и оленята распевают песенки, помогая девушке в белом фартуке перебирать… ну что там они перебирают, не отрываясь от пения. Не попала — спасибо деревяшкам! В составе — турецкая роза, сандал, камбоджийский уд.
Tahani attar — моя новая любовь. Ну то есть насколько я отстраненно люблю светлые розы, настолько лично и страстно — полыни, кожи и уды. Tahani стартует на моей коже внятно и ярко. Полынная горечь переплетается с нотами уда, цветов в нем ровно столько, чтобы сгладить переход от полыни к базовым нотам. Поэтому и активность от прекрасного горького уда выглядит не агрессивной, а подконтрольной мозгам. Малахитовая полынь, шоколадно-янтарные реки уда, которые по берегам чуть расцвечены белыми цветами. Можно любоваться большим разнообразием текстур — шероховатая полынь, шелковистость цветов, отполировавших смолистое дерево, бархат, кожа, пыльца. В составе — давана, роза таифи, жасмин, кардамон, болгарская роза, уд, амбра. (розу тайфи насколько я поняла, это такой сорт дамасской розы)
Мое знакомство с Afrah attar было очень кратким и мимолетным. Я успела нанести его дважды, не поверив первой ноте — «леденцы???» Леденцы. Потом леденцы незаметно перерастают в удовые деревяшки. Спустя часы и часы аромат уда слышится глубоко из-под кожи, слившись с ней, и, если бы не усталость, я бы подумала, что смола из дерева наконец пропитала организм и сами кости пахнут этим темным бальзамом. В составе, базилик, уды, в том числе серебряный, роза, чампака и сандал.