Духи и этичное потребление

Листая парфюмерные инстаграмы встретила:

«Покупать аромат из-за стойкости все равно что есть, чтобы наесться.»

Тут-то я бы села, если бы не сидела уже. (если что, я допускаю что для многих стойкость важна, пусть, для многих — не на первом месте, тоже ок, я про вторую часть фразы сейчас)

Горячая тема этичного потребления в некоторых головах, видимо, перегрелась настолько, что здравый смысл и основы логики и биологии не выдержали: вылетели как пробки.

За страшным словом «потребление», как мне кажется, сейчас часто забывают слово «потребности». Это понятно, особенно с учетом того, что часто это процесс неочевидный, особенно когда это касается т.н. предметов роскоши, например, духов. Необходимы ли нам духи для выживания? Нет, конечно. Но, черт возьми, еда-то сюда попала каким боком? Да, еда может нести тонну дополнительных смыслов и вытекающих из них наценок, да, она может быть и предметом роскоши тоже, но прежде всего мы едим чтобы жить. А то можно сказать еще «все равно чтобы дышать, чтобы насытить кровь кислородом». Ну кхм, вообще-то для этого мы и едим и дышим, да.

А вот духи удовлетворяют другие, менее материальные, но все равно важные потребности, и это действительно потребности а не «выдумки».

Вот какие: живой организм, особенно такой любопытный в среднем, как человек, нуждается в вариативности внешней среды. В «дикой жизни» этой вариативность хоть отбавляй, ешь полной ложкой, кто хоть раз ходил в поход (с известным маршрутом и полным рюкзаком еды, ну и что) это знает. И «по умолчанию» мозг заточен примерно на это. Каждый день решать задачи, которые (это важно!) сразу видно решены или нет: что есть, как, куда пристроить детей, где спать, где хищник, драться или бежать и так далее.

Наш мегаполис и вообще цивилизация эту вариативность существенно снижают. На первый взгляд же кажется, что ой скока всего вокруг, ой сколько информации, яничегонеуспеваю, сколько на меня всего падает. Любимые читатели, это не та вариативность, и тело это знает. (доп.литература по теме: наблюдения за животными в зоопарках Морриса, он очень наглядно сравнивает их поведение с поведением человека в мегаполисах) Любая даже не очень экстремальная истинная вариабельность — «пламя, вода, стиральная машинка, рыбы в аквариуме» — это окошко к тому миру, по которому немного тоскует наша психика в каменных джунглях. Это нормально. (Кстати, если вы обожаете духи,то, возможно, замечали, что при нахождении в ольфакторно разнообразной среде, в которую чаще всего городской человек попадает в отпуске потребность «надевать духи» снижается, поскольку впечатлений и так много.)

%Anna Zworykina  %art in a bottle И именно отсюда вырастает ольфакторный голод: одно из проявлений жажды сенсорных, телесных, а не интеллектуальных впечатлений. Я писала, как [запах за десятую долю секунды (!!) активирует в мозге режим, который и связывает прошлое и настоящее, и регулирует эмоции и в целом замедляет и дает отдых](https://t.me/naturalperfumery/849) Это довольно мощное и нужное нам средство заземления, возвращения в тело и монетки в копилку повышения вариабельности внешней среды. И это потребность, не пустая выдумка тех у кого «все есть» : есть все, а с вариабельностью и разнообразием проблемы.

И, кстати, вполне понятно, что человек, испытывающий явный дефицит, будет уделять внимание таким вещам как стойкость духов (на сколько хватит утоления сенсорного голода) или способность еды насытить: когда я голодна по-настоящему, я вряд ли захочу «съесть салатик из трех листиков и кусочка огурца». (и как хорошо, что еда и духи могут быть и сытным рагу и одеколончиком-салатиком) Так что, помня об этике и перепотреблении, не забывайте о том, что мы — живые организмы с телами, с мозгами и нервной системой, которая десятками тысяч лет существовала в условиях сильно отличающихся от сегодняшних. Так что многие наши странные и необъяснимые «заскоки» — это нормальная реакция на жизнь в ненормальных обстоятельствах. И что вообще-то мы едим в первую очередь чтобы наесться, да. #ольфакторнаяазбука

lasgunna