Стойкость и мозг

И снова я о биологии: есть вполне биологические причины для явления, от которого у парфюмерных блогеров уже дергается глазик, пальчик на курке и ноги ночью: массовые вопросы из серии «Почему аромат с меня слетает за час?»

Потому что он не слетает.

Потому что с аромата слетает наше внимание, и это тоже нормальная реакция на жизнь в ненормальных условиях. «Перестаю чувствовать» — это событие, происходящее в сфере внимания, нейронных сетей, сигнала в головном мозге, центров, которые, если кора перегружена, фильтрует повторяющиеся сигналы. И тут проблема не в нестойком аромате, проблема в осознанности, в работе внимания. И это #ольфакторнаяазбука

Одни из самых энергозатратных и важных работ, которые проводит человеческий мозг, остаются за кадром и не очевидны, если не подумать специально: это торможение процессов, в том числе неактуальных, повторяющихся импульсов и фильтрация, отсекание ненужного или всего, что он посчитал ненужным. Когда эти процессы чуть-чуть нарушены — представьте, что происходит: мы как будто играем на фортепиано не снимая ноги с правой педали. Или в кафе не можем сосредоточиться на том, что говорит нам спутник, потому что не в состоянии отфильтровать звуки проезжающих машин, радио, беседы за соседним столиком. Еще немного нарушены — и одежда постоянно ощущается на теле, даже когда она удобна и нигде не жмет, и это ощущение так же ярко воспринимается, как речь начальника, обращенная к вам.

А теперь добавлю, что при расстройствах аутического спектра одно из нарушений — некорректная работа этой самой системы фильтрации постоянных стимулов. Отсюда растет часто встречающаяся в таких случаях необходимость в повторяющихся формах, цветах стен и рубашки: если они всегда одинаковы, убирать это из зоны активного внимания чуть проще, а если нет — представьте себе, как мозг поджаривается, утопая в разных стимулах(

Поэтому люди, которые через 20-60 минут «отфильтровывают» повторяющийся ольфакторный стимул — совершенно нормальны, их мозг старается, работает, высвобождает «оперативную память» для всякого другого важного. Почему он так делает? 1) Потому что может (и ура) 2) Потому что внешняя среда задает именно такие приоритеты.
Частично мы можем менять эти приоритеты волевым решением, принюхиваясь, например, спрашивая себя «как от меня пахнет» и так далее, но в целом это довольно обширный, системный вопрос. То, что именно отбрасывает фильтрующая система, в норме связано с ощущением безопасности, с тем, что мы считаем важным и первостепенным, с темпом жизни и тем насколько она вообще вариабельна — тут куча параметров.

Поэтому можно было бы сказать «Хотите наслаждаться своими духами? Сократите восьмичасовой рабочий день вдвое и перемещайтесь в тихий благополучный город», но это как-то так себе совет.

%Anna Zworykina  %art in a bottle
Что же можно сделать?

1) Подойти со стороны физики. Про это сто раз все писали я повторю очень кратко: Наносить на ткань и волосы, наносить подальше от носа, чтобы запах долетал не постоянно, а с периодичностью, обновлять, ну и т. д.
2) Подойти со стороны нервной системы: понять, насколько комфортен вам ваш темп жизни, достаточно ли пространства и вариативности. Пробовать постепенно и ненадолго (для начала 1-2-3 минуты — это очень хороший интервал!) возвращать внимание к телу, к дыханию, к сенсорным ощущениям. Тут к нашим услугам телесные практики, осознанная медитация и всякое такое. Возможно, это улучшит качество жизни в целом, а не только вашу способность «дольше нюхать».

Впрочем, второй путь — явно длинный и непростой, поэтому часто он подменяется очевидным решением, которое поддерживают парфюмерные производители: если стимул нормальной громкости фильтруется — можно просто сделать его громче. Это война на поражение, потому что в случае нужды здоровый мозг отфильтрует почти что угодно, если поставить его в условия, когда это является необходимостью.

Грустно думать, что будет дальше со стойкостью и громкостью духов. Впрочем, микро-масштаб дает нужную свободу, и инди-направления в стиле #slowperfume уже есть и, думаю, дальше будут только множиться.

lasgunna