- Этот текст был написан как итоги десяти лет, но зимой руки не дошли выложить, я думала — ну куда торопиться, ведь между 31 декабря и 1 января не лежит неодолимая граница. А естественные процессы не укладываются строго в хронологические рамки, хотя магия круглых чисел завораживает.
Теперь, однако, есть ощущение что «старый мир больше не будет прежним», да и пауза располагает подумать и взглянуть на большие тенденции.
Дальше, россыпью, 10 фактов или событий, которые, как мне кажется, довольно ярко показывают что происходило, происходит и будет происходить дальше.
Ну вот и посмотрим — будет ли «никогда не будет прежним», можем ли мы ожидать радикальных перемен в ольфакторном мире? - Запуски выросли на порядок. В начале двухтысячных выходило около 250 ароматов в год — и 2300 в позапрошлом году. Тут, в общем, и добавить что-то сложно: перепроизводство налицо, и, тем не менее, все «хотят новинки».
- Не духи — Not perfumes. Кристофер Ладамель выпустил «духи для одежды», «clothing spray » — Scent Tattoo и Club Design под своей маркой The Zoo. Не наносите на кожу (во избежание), но нюхайте — такая идея.
Bravanariz — каталонские ребята, которые делают «не духи, но запахи», дистиллируя все что в руки попалось. Идут, собирают охапку травы с каталонской горы в апреле и дистиллируют ее, получается «каталонская гора в апреле» (условно).
Johanna Venables даже назвала свой бренд исчерпывающе: NOT perfumes. Мол, не ждите здесь маленького черного платья, здесть его нет.
Я вижу тут два аспекта: а) Людям интересно нюхать больше и разного, б) ужесточились требования к «духам». Так что расширение возможных ольфакторных штук до «всякое разное, но не духи» — очевидный и хороший ход. - В 2012 году в ЛОс Анжелесе открылся The Institute for Art and Olfaction — начался он как экспериментальная студия. Основательница, Саския Вильсон—Браун ставит своей задачей популяризацию парфюмерии как искусства — и «to explore perfume in a larger arts context». В 2014 году была учреждена премия Art and Olfaction Awards (Золотая груша) Сегодня в ней семь номинаций, включая появившуюся пару лет назад Aftel Award — за тру-хендмейд ароматы (начальный запуск — не более 200 бутылок, и весь процесс, включая смешивание и разлив, производится самим автором вручную, продажа в рамках собственного бренда)
Сам институт собирает деньги на самые разные образовательные программы
Забавно, что есть куда менее известная, но даже более старая аналогичная история — итальянский Smell Festival Франчески Фаруло, первый прошел в 2010 году в Болонье. Там были прекрасные конкурсы, в том числе для инди и начинающих парфюмеров. - Норвежка Сиссель Толаас, знаменитая на весь мир как эксперт по запахам в 2014-м получила американский титул «Женщина года» в категории наука. Та самая Сиссель, которая делала сыр с бактериями из кроссовок Бэкхема и внесла большой вклад в идею «давайте не оценивать запах!» Вы видите здесь большой тренд «Инклюзия, а теперь — в запахах?» Я — вижу.
- Сесилия Бембир создает не мнимые, а настоящие библиотеки запахов: комната библиотеки собора св. Павла в Лондоне, надушенные перчатки 19 века, попурри 18 века, мебельный воск, комнаты усадьбы Кнола, которой уже шестой век владеет одна семья, старые книги. Эти запахи Сесилия буквально «оцифровывает и каталогизирует» . Ольфакторное искусство сливается с науками.
- Вместе с выпусками растут и ширятся парфюмерные выставки — в Питти фрагранс 2004 году, первом году ее существования, приняло участие порядка 20 брендов в прошлом году их количество доходило до 280.
- RIP наши потери: Мона ди Орио — 2011 , Веро Керн — 2018. Любим, помним.
- Слияния и поглощения
Atelier Cologne куплен L’Oréal, в дружные ряды Estée Lauder влились By Kilian, Le labo, Editions de Parfums Frédéric Malle, Tom Ford. Под крыло Puig угодили Penhaligon’s и L’Artisan Parfumeur
И заметьте, что линейки расширяются до полных аптекарских. Потому что, конечно, большие концерны хотят больше денег и больше охвата. Духи духами, это не всякий оценит, но мыло-то! Мыло то нужно каждому! Купи кусочек мыла, миллениал! И свечечку! И крем для рук! Вообще «парфюмерия» обратно начинает расширяться до «фармации» времен еще гильдии парфюмеров -перчаточников. Есть стойкие оловянные солдатики, но тенденция, как мне кажется, именно такая. И еще диффузоры, коврики для ароматизации, спреи для наволочек — как много парфюмированных продуктов можно выпустить. Кстати. Ждем парфюмированную кожу. Мсье Маль, я смотрю на вас. Где перчатки с ароматом Портрет Леди?
- Книги
Один из первых, если не самый первый, камешек в лавине, которая сейчас движется вместе с нами — безусловно, первый Гид Луки Турина. 2008 год. Да, и до него и вместе с ним люди писали «интересное о духах», но книга тут всегда производит эфект «Ничего себе, столько лет мы говорили прозой!» Аналогичная история была с первой книгой Мэнди Афтель: до 2001 года все капали себе и капали, а потом — ух ты, в книжке написано что это можно назвать Perfume, а я-то думал!
Интересно говорить, если есть с кем говорить. Так что духи уже лет 20, а последние 10 — точно, знаковая система, и включены в высококонтекстуальные потоки общения. Ну и книг, соответственно, появилось порядком.
В 2014 году вышла моя книга, с тех пор переиздавалась четырежды.
Миазмы. Симптомы. Улики. Запахи между медициной и моралью в русской культуре второй половины XIX в. Мария Пироговская — книга, вклад которой невозможно недооценить, говоря казеным языком. Прекрасное исследование, книга по мотивам диссертации, и это отличный пример того как расширяется контекст, в котором говорят про запахи.
Дальше англоязычные:
Floating Gold: A Natural (and Unnatural) History of Ambergris by Christopher Kemp
Past Scents: Historical Perspectives on Smell (Studies in Sensory History) by Jonathan Reinarz
Cult Perfumes: The World’s Most Exclusive Perfumeries by Tessa Williams
Perfume: A Century of Scents by Lizzie Ostrom
Essence and Alchemy: A Natural History of Perfume by Mandy Aftel
The Art of Flavor: Practices and Principles for Creating Delicious Food by Mandy Aftel
Perfume: The Alchemy of Scent by Jean-Claude Ellena
The Diary of a Nose by Jean-Claude Ellena
Aphorisms of a Perfumer: Dominique Ropion
Scent and Subversion: Decoding a Century of Provocative Perfume by Barbara Herman
That’s Disgusting: Unraveling the Mysteries of Repulsion by Rachel Herz
Remembering Smell: A Memoir of Losing, and Discovering, the Primal Sense by Bonnie Blodgett
Science of Olfaction by Michael J. Serby, Karen L. Chobor
Scent and Chemistry: The Molecular World of Odors by Günther Ohloff, Wilhelm Pickenhagen, Philip Kraft
Выпустили свои учебники натуральной парфюмерии Аяла Мориэль и Аня МакКой.
Сравнив этот массив с массивом предыдущего десятилетия, в котором большинство книг — про секреты клеопатры, или про чисто исторические периоды, или «журналист пишет про свой день с парфюмером», мы увидим огромную разницу.
Уже всем интересно про культуру, и про контекст, и про парфюмеров немножко тоже (но несравнимо с остальным, конечно). Есть абсолютно научные книги.
Плюс появляется тонна научных работ, (не ставших книгами) исследующих ольфакторную сторону жизни — в лингвистике, антропологии и не только. Вот только парочка, по ссылкам можно накопать еще тонна.
ОЛЬФАКТОРИЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ XIX ВЕКА — докторская диссертация Зыховской Натальи Львовны
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОЛЬФАКТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА НОВОАНГЛИЙСКОГО ПЕРИОДА
10. Выставки, арт-проекты, оффлайн собрания. Запахи выходят на сцену в бошее широком контексте. 2014-2020 Scent Culture Institute: Smelling in culture, business & society есть даже раздел — «Scent Culture News» Появляется, собственно, само понятие «ольфакторное искусство» — и появляются выставки, тематические коллекции и мероприятия. Мома Маля, сборная солянка в Гараже — из самых последних, музкально-ароматические истории и в духе контемпорари тоже много чего было: проект Famous Deaths от группы нидерландских художников, сыр с бактериями из кроссовок Бэкхема (тоже Сессиль Тоолас), Питер де Купере с концентратом пота танцоров в целлофановых костюмах — больше примеров можно найти в статье на Ноже от Татьяны Земляковой.
Вот примерно такое, на мой взгляд, происходило в последние десять лет. Сейчас парфюмерные заводы временно переквалифицировались на санитайзеры, но это не навечно.
Выставки закрылись или перенесены — но вряд ли все хлопнется прямо «в ноль». Мне кажется эту тенденцию расширения всего и вся не перебороть.
А каким будет ольфакторный ландшафт мира в следующие десять лет? Возможно, мы увидим!))