Обучение и сложности

Про обучение и основные трудности — подглядываю у других методистов и киваю, киваю, киваю.
Вот Мария Ковина Горелик пишет: «По итогам своих часовых наблюдений с удовольствием пишу пост о том, чем группа профессиональных лингвистов отличается от группы нормальных людей в качестве начинающих изучать язык. В смиренной надежде – как обычно – что это пригодится всем нелингвистам, изучающим какой-либо язык на каком-либо уровне и пришедшим заниматься в группу.

  1. Самое главное отличие, наша суперсила и то, что может взять на вооружение каждый (если постарается) – это способность спокойно воспринимать неизвестное, непонятное и контактировать с ним, не теряя рассудка и приличий.
  2. Мы готовы стараться, ошибаться и смеяться над собой, потому что знаем, что без этого нет смысла даже пытаться. «… (дальше там еще пункты, все отличные все универсальные )

по итогам годов наблюдения и участия в развлекательно-образовательно-ольфакторном процессе могу согласиться на все сто.

Вот эту фигню про навык контакта с неизвестным я постигла, когда работала с мастерклассом на одном психотерапевтическом форуме. Это был шок размером с мировой океан. Что основная сложность — не дефицит языка, не отсутствие прилагательных, не то что «нюхать не учат в школе». А то, что у рядового взрослого человека вот этот навык — признать что перед ним неизвестное и не попытаться сразу срочно это развидеть — он, навык этот, по умолчание не стоит. А у психотерапевтов — стоит, они не паникуют, они такие — «хм, я не знаю что это — ну давайте посмотрим.» И увидела я это основную сложность только когда наткнулась на ее отсутствие, ну знаете, пришла толкать танк по болоту, а оказалась с велосипедом на асфальте, и осознала разницу.

Все профи методисты сейчас смеются и показывают на меня пальцем — и правильно, вот оно, следствие жития в башне из слоновой кости.

Про генерализацию: да, подобные навыки, навыки УЧИТЬСЯ — они тоже ставятся, кому повезло — те научились в школе-университете и дальше все полегче, кому-то везет меньше и, например, вся художественная литература навек видится сквозь решетку «как написать сочинение чтоб марьиванна поставила не трояк». Но это не вина человека, это его беда, и если уж собрался умножать разумное доброе вечное — нужно эту беду понимать и учиться с ней что-то делать.

Но вообще задача любого создающего образовательное мероприятие, или продукт, или что еще — максимально облегчить этот процесс проживания пустоты при контакте с неизвестным, подставить ладошки, плечо, пару слов. Я, когда делаю свои мастерские, вебинарный курс с заданиями и прочее, использую все что могу взять у других — для ольфакторного обучения нет идеальных и выверенных систем, это вам не английский-немецкий, где методики обкатаны миллионами преподавателей и учеников.
Тем не менее, общие закономерности построения новых нейронных связей никто не отменял. Так что все идет в ход — языки, соматическое обучение, черт в ступе.

Потому что делать непонятное понятным — и есть работа преподавателя.

lasgunna